«Утверждаю» Заведующая МБДОУ «Рожковский детский сад»муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области ________________ Давыдова Н.Н. « ____» __________________20____г. Положение о внутренней системе оценки качества образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4» 1. Общие положения Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №4» (далее - Учреждении), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества образования. Положение разработано в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования в образовательной организации»; Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Приказ Минобрнауки Челябинской области от 21.09.2020 г. № 01/1958 "Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)". Устава Учреждения. Внутренняя система оценки качества образования Учреждения (далее – ВСОКО) предназначена для управления качеством образования в Учреждении, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого Учреждением, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно Учреждением с помощью процедур мониторинга и контроля. Основными пользователями результатов ВСОКО являются: педагоги, родители (законные представители) воспитанников Учреждения. Учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Настоящее положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, утверждаются приказом руководителя Учреждения 2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества образования в ДОУ Целями ВСОКО Учреждения являются: - получение объективной информации о состоянии качества образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - формирование информационной основы принятия управленческих решений. Основными задачами ВСОКО Учреждения являются: *обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования; *определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг; *определение соответствия фактических образовательных условий Учреждения к условиям реализации образовательной программы Учреждения; *определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; *оценка состояния и эффективности деятельности Учреждения; *повышение квалификации педагогов Учреждения в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур; *обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества образования; *обеспечение руководителя Учреждения аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития Учреждения. В основу ВСОКО Учреждения положены следующие принципы: *объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; *реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; *открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; *сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами; *доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; *инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); *взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; *рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; *минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами; *соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Учреждении. 3. Организация и технология внутренней оценки качества образования Предметом ВСОКО в Учреждении является деятельность, основанная на систематическом анализе: - качества содержания и организации образовательной деятельности; - качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность; - качества результатов образовательной деятельности. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: А) Нормативно-установочный этап: - изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО; - подготовка приказа о проведении ВСОКО в Учреждении; - определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО; - определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования. Б) Информационно-диагностический этап: - сбор информации с помощью подобранных методик. 3. Аналитический этап: - анализ полученных результатов; - сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. В) Итогово-прогностический этап: - предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, родительской общественности; - разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. Источниками данных для оценки качества образования являются: *контроль; *мониторинг; *самообследование, *экспертные оценивания; *анкетирование; *социологический опрос; *статистическая отчетность и другие диагностические материалы. Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители, ответственные ВСОКО в Учреждении определяются годовой циклограммой ВСОКО. Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней оценки качества образования, технология проведения оценки качества образования определяются «Программой внутренней системы оценки качества образования Учреждения». Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества и представлены в Приложениях к «Программе внутренней системы оценки качества образования Учреждения». Аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочно- аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом Педагогическом совете, Совете Учреждения в конце учебного года. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом руководителя. 4. Организационная структура и функциональная характеристика внутренней оценки качества образования в Учреждении Организационная структура Учреждения, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию Учреждения, педагогический совет, группу мониторинга Учреждения, временные структуры (рабочие группы педагогов, комиссии и др.). Администрация Учреждения: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО Учреждения и приложений к ним, утверждает их приказом руководителя Учреждения и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО Учреждения, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ДОУ контрольно- оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в Учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты оценки качества образования на уровне Учреждения; - организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; - обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности Учреждения); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. Группа мониторинга: - разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Учреждения; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов Учреждения; - содействует проведению подготовки работников Учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне Учреждения. Педагогический совет Учреждения: - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО Учреждения; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в Учреждении; - участие в оценке качества и результативности труда работников Учреждении; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Учреждении; -заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в Учреждении, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности Учреждения. 5. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования Реализация ВСОКО в Учреждении осуществляется посредством: *контроля; *мониторинга. В Учреждении осуществляются следующие виды контроля: -плановый, -внеплановый (оперативный), -административный. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом работы Учреждения, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в его организации. Виды планового контроля: а)Тематический контроль – изучение и анализ деятельности Учреждения по одному направлению деятельности. б)Текущий контроль – изучение результатов образовательной деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, отбор наиболее рациональных методов работы. в)Комплексный контроль – изучение и анализ по всем направлениям деятельности в одной из возрастных групп Учреждения. Требования к проведению тематического контроля: - до начала проведения тематического контроля руководитель Учреждения за 10 рабочих дней издаёт приказ о сроках, теме предстоящего контроля, назначении комиссии, утверждении плана-задания, установлении сроков представления итоговых материалов. План-задание определяет специфические особенности (вопросы) контроля и должен обеспечить получение достоверной информации, сравнимость результатов контроля и обоснованность выводов в итоговом материале. План-задание предстоящего контроля составляется заместителем заведующей; - продолжительность тематического контроля не должна превышать 5 дней; - проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля; - результаты контроля оформляются в виде аналитической справки с отражением в ней фактов, выводов и предложений; - информация о результатах контроля доводится до работников Учреждения в течение 7 дней с момента его завершения; - работники после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под итоговым материалом контроля, удостоверяющую, что они поставлены в известность о результатах контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель Учреждения; - руководитель Учреждения по результатам тематического контроля в течение 7 дней издает приказ. Требования к текущему контролю: *направления и периодичность текущего контроля определяются годовым планом и результатами внутреннего контроля; *результаты текущего контроля оформляются в виде графиков, циклограмм, схем с краткими выводами и предложениями; *результаты текущего контроля доводятся до сведения сотрудников на совещаниях при заведующем, методических совещаниях. Внеплановый (оперативный) контроль осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях физических или юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, и урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Административный контроль - контроль по выполнению нормативно-правовых и локальных актов ДОУ, выявление нарушений законодательства РФ. Требования к административному контролю: -направление и периодичность регламентируется локальными актами Учреждения; -ответственность за проведение административного контроля несет руководитель; -результаты выносятся на административные планерки и собрание трудового коллектива. В Учреждении проводится мониторинг оценки качества образования, при этом используются следующие методы: -педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской деятельности и т.д.); -опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.); -диагностические (контрольные срезы, измерения, решения психолого-педагогических ситуаций, тесты и т.д.); -самообследование; -экспертные оценивания; -статистическая отчетность и другие диагностические материалы. Направления мониторинговых исследований: а)Качество содержания и организации образовательной деятельности: *качество ООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО, *качество дополнительных общеразвивающих программ, *качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности); *качество взаимодействия всех участников образовательных отношений. б)Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: *качество финансовых условий, *качество материально-технических условий, *качество психолого-педагогических условий, *качество кадровых условий, *качество развивающей предметно-пространственной среды. в)Качество результатов образовательной деятельности: *качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ДО, дополнительных общеразвивающих программ, *достижения обучающихся, *здоровье обучающихся (динамика), *удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов. 6. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества образования: -формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в Учреждении; -получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; -предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; -принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; -прогнозирование развития образовательной системы в Учреждении. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета Учреждения, административные и педагогические совещания. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в Учреждении, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи Учреждения для реализации ООП ДО в новом учебном году. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования Учреждения, для разработки и корректировки программы развития Учреждения, основной образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ Учреждения, годового плана Учреждения. 8. Делопроизводство Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив Учреждения.